А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Месмер я его теория. Отечество Месмера, вновь открывшего животный магнетизм, по нему прозываемый “месмеризмом”, есть маленький городок Мерсбург, а не Вена, не Вейлер, не Штейн; он родился в 1734 году. Впоследствии вступил студентом в Венскую врачебную академию, на 23-м году удостоился получить диплом на степень доктора медицины, несмотря на то, что диссертация его была осмеяна, потому что писана была о влиянии планет на людей и о таинствах древних волхвов. Вот ее содержание: “По известному правилу общего притяжения, общей притягательной силы доказано наблюдениями, открывшими нам, что планеты имеют влияние одна на другую, совершая путь свой, и что луна и солнце влиянием своим на нашу планету производят прилив- и отлив в море, равно как действуют и на всю атмосферу, а потому утверждаю, держась многих древних писателей, что они действуют на все составные части одушевленных тел, а в особенности на нервную систему посредством всюду плавающей и проникающей, непризнанной еще, но существующей, жидкости: жизненного начала, действия которой я определяю посредством прилива и отлива, или напряжения и ослабления: по свойству материй и тела органических, каковы суть, тяжесть, связь, упругость, раздражительность и электричество; переменчивые действия относительно к тяжести производят в море ощутительный феномен, называемый нами приливом и отливом, который .не что иное, как напряжение и ослабление. Подобному свойству подвержены действия того же самого начала: тела животных, в которых тоже производятся подобные феномены, как и в море, только в другом виде; поэтому все животные подчинены тому же действию и ощущают также род прилива и отлива, и чем более мы приобретаем сведений в механизме и расположении животного тела, тем более должны сознаться в недостаточности наших познаний касательно Медицины.
Мы уже ныне удостоверились в свойствах и действиях нервов, и это познание не подлежит ни малейшему сомнению. Нам известно, что нервы суть главные деятели ощущений и движений; но мы не умеем восстановить их в надлежащем порядке, когда они расстроятся, и в этом должны укорять себя...
Природа наделила каждого человека всем дужным для его существования. Произрождение совершается без систем и всякого искусственного содействия...
Иголка, без магнита приведенная в движение, может только случайно принять надлежащее направление. Напротив же, намагниченная, после некоторых колебаний, соразмеримых данному ей направлению и полученной силы, опять примет первобытное свое положение и остановится на нем. Также и гармония органических тел, если она расстроена, должна испытать неудобства первого моего предположения, пока не дадут ей определенного направления посредством общего деятеля, которого существование должно признать по справедливости. Он один может опять привести эту гармонию в естественное состояние.
Вот почему мы часто видим болезни, которые усиливаются и исцеляются с помощью медицины и без нее, по различным системам и самым противоположным методам.
Это обстоятельство не дозволяет сомневаться в существовании всеобщего деятеля в природе, который независимо от нас совершает то, что мы неопределительно приписываем искусству и натуре; подчинив это опыту и вернейшим наблюдениям над болезнями всякого рода, всегда найдем эти правила оправданными.
Желания проникнуть причину наблюдениями и опытами довели постепенно до распознания этих действий натуры; и нельзя сомневаться в возможности усовершенствовать это, если только удастся открыть между телами нашими существование взаимного действия, подобного телам небесным, посредством которого можно искусственно подражать периодическим изменениям прилива и отлива, о которых было говорено” (Долгорукий).

Месмеризм или животный магнетизм.

Животным месмеризмом называется та сила, коей одарены все животные, — действовать один над другим и каждое само на свою организацию, с большим или меньшим могуществом, судя по их взаимной силе и совершенству животного. Эта сила, в виде эфира текущая по воле действующего животного и исполняющего его волю, это жидкость, нами называемая Жидкостью Жизненного Начала, невесома и так тонка и прозрачна, что невидима для нашего глаза, но ясновидцы ее видят в виде света и пламени. Эта жидкость теплая, но несгораемая и имеющая способность пробегать, как свет. Чём одно животное совершеннее другого, тем оно более -на него имеет влияние, но совершенство это вовсе не в совершенстве одного тела животного, а в его внутренней жизни. Кролик совершеннее змеи, а она на пего, а не он, имеет влияние. Человек как самое совершенное животное нашей планеты последнее звено в мире существенном своей атмосферы, из всех животных обладает большою силою перед всеми животными; и если он на них не действует, то иди по незнанию силы своей, или от расслабления ее от своей бездейственности, Эта жидкость — не как лучи света, она не задерживается на пути непрозрачными телами: она чрез них проникает, как теплотворь; эту-то жидкость Рейхенбах выдал нагло за свое изобретение и назвал одом, и кроме меня, к сожалению, ни один магнетизер его не уличил в воровстве, ибо на влаге этой основаны все теории Месмера, и нам всем магнетизерам известно.
Даже в “Физике”, изданной в 1794 г. в Москве Новиковым, в котоптрике в § 824 сказано, что не должно также почитать, при первом взгляде, тела совсем непрозрачными; ибо ежели их рассмотреть с большим вниманием, то таковых столь мало, что почти поверить не можно. (Чтобы сие утвердить, должно оставить в темном покое тонкие доски из дерева или металлов, смолистые сучки: они часто покажутся светящимися, а если их в таковом покое положить против скважины, то они будут насквозь светиться, как рог.)
Эта жидкость жизненного начала, или месме-рическая, как лучи света, не задерживается на пути непрозрачными, как уже выше сказано, телами; она через них проникает, как теплотворь, и должно притом заметить, что тела, через которые жидкость эта пробегает на течении своем, проходя через них, оставляет их ненапитанными, если особенного на них не будет действия, то есть остановления ее хоть на некоторое время. Однако есть и такие тела, которые ео отравляют, другие — отражают.
Эта жидкость, как свет, может быть отражена, усилена и перенесена прозрачными делами, каковы зеркала.
Эта жидкость была направлена по одному направлению с электричеством и гальванизмом, никогда не соединяется с ними; эта-то жидкость и действует благотворно на больных; но есть такие люди и животные, которые, подобно некоторым телам, отражают ее от себя, другие, пропуская ее через себя, не удерживают ее в себе, и потому те и другие не получают пользы.
Чтобы дать людям, не знакомым с таинствами природы, понятие о действиях 16 нумеров высших и магнетизерам 9 нумеров. Долгорукий классифицирует людей по количеству и качеству заключающегося в них магнетизма на 25 классов, что в нашей планете есть невидимые для обыкновенных глаз твари, именуемые в древности гномами, учение о которых приняли за учение о духах, которыми они никогда не были и которые особую, как нам, магнетизерам, известно, имеют природу и особые законы.
Гномы, как твари планеты, неоспоримо стоят звеном ниже человека в мире существенном, который, как говорит Писание, мало чем умален от ангелов; следственно, гномы неоспоримо могут быть подчинены воле человека. В существовании этих тварей нам, истинным магнетизерам, нельзя сомневаться: их видят ясновидцы и некоторые люди и животные, а именно — собаки.
Чтоб на них действовать, надобно особую организацию, веру и силу воли, решимость и твердость духа.
Сообщение жидкости — жизненного начала — чрез оконечности пальцев при месмеровании напрасно некоторые называют явлением чисто физическим; оно происходит не от одних физических действий, но и от чистой душевной воли и желания, а поэтому это явление есть физико-психическое.
То состояние, в котором человек находится во время месмерования, по роду своих явлений разябляется на несколько состояний или степеней. Некоторые признают только два состояния, бдение и сон, именуемый магнитным; другие — бдение, сон и сомнамбулизм. Клуге, Нассе и некоторые разделяют на шесть состояний или степеней, признавая еще седьмую, именуемую ими высочайшей степенью; а я как и в первом моем сочинении это состояние разделяю на восемь состояний или степеней. Вследствие чего представляю переход человека всех явлений в состояний животного месмеризма.
В месмерическом состоянии человек три раза погружается в самого себя и после каждого раза получает большее понятие о внутреннем и внешнем мире. Первое его малое погружение есть бдение, после чего приходит в помешательство; второе погружение его суть непроницаемый сон, после чего приходит в снобдение или сомнамбулизм, получает понятие о себе и о вещах, окружающих его и до него касающихся, в котором средоточие чувств его является в погрудной ложечке (то есть в солнечном плескусе); переходит в веселье, является ясновидцем, то есть получает правозрение или полное понятие о внутреннем, а частию и о внешнем мире, потом видим исступление в его духе: его понятие не ограничивается; из -сего просветления человек в тртэтйй раз погружается в самого себя: тело его леденеет, хотя дух в нем царствует; это есть последнее, говорят, высочайшее состояние или степень, с чем я не согласен. Если человек два раза погружался в самого себя и после каждого раза получал разные понятия и являл нам каждый раз особенные явления, то он непременно после троекратного столь непостижимого погружения получит в третий раз понятия, которых пределы смертному определить невозможно, а потому признаваемая за высочайшую степень есть не что иное, как преддверие восьмой непостижимой степени, как первая — бдение, — перед второй —помешательством, третья — сон — перед четвертой — снобдением, веселье — перед пятою, правозрением, и шестою — просветлением; вследствие этого я наименовал высочайшую степень физическою смертью, а восьмую, мною признаваемую, — блаженством.
Скажем о главных разделениях месмерования:
1) мёсмёрование без прикосновений,
2) месмерование прикосновениями,
3) мёсмёрование посредством устремления мыслей,
4) мёсмёрование посредством зрения,
5) и, наконец, мёсмёрование посредством трения.
Большая разница месмеровать для опытов и месмеризмом лечить болезни; главное правило последнего следующее.
I. Сосредоточивать жидкость к страждущему месту и потом низводить из ближайших оконечностей, считая их пять: две оконечности рук, две ноги, и еще оканчиваются иногда взмахи на оконечности живота, принимая его за пятую оконечность. (Один акушер, рассматривая мое сочинение, сделал замечание, — как я могу на звать пятою оконечностью конец живота, не принимая в соображение, что мы называем все то оконечностями, где можем оканчивать взмахи.)
II. Стараться ровнее действовать на весь организм и на органы организма, чем, в частности, на одну какую-нибудь часть тела — если для этого нет прямого показания.
III. Не увлекаться местными, иногда внезапно обнаруживающимися болями, а углубляться в главные пункты болезни.
IV. Помнить главные точки для месмерического поражения, а именно: по мнению всех — переносица, подгрудная ложечка (по мнению Клуге и Биккера), центр лба по мнению Биккера (в чем и я согласен), пуп на животе.
V. Не забывать места, доступные месмеризму в теле человеческом, а именно: ладони (по-моему и по Биккеру), оконечности больших пальцев (по мнению всех), под мышками (по Клуге), пятки (по Вольфорту).
VI. Стараться быть художником в теле у страждущего: помнить, что и в древности не всегда употребляли одно и то же: иногда прикосновения, иногда трения, иногда, напротив, воззрение, иногда дуновение, а иногда слова, смотря по надобности и состоянию духа страждущего.
Скажем теперь о разделении месмеризма:
месмеризм разделяется на минеральный, животный и земляной. Месмеризм минеральный обязан тоже Месмеру, хотя свойства магнита было известно и до него; но первый он вздумал приспособить его к лечению болезней, основываясь на притяжении небесных тел, поэтому способ этого лечения и называем мы месмеризмом минеральным, посредством которого открыт п животный, как мы уже говорили не раз.
Животный месмеризм, согласно Кирхеру, должно разделить на месмеризм врачебный, месмеризм страстей и месмеризм музыкальный. Месмеризм ясивотно-врачебный производится посредством устремления мысли, влиянием зрения, прикосновениями, трением. Он состоит из собственного течения, действий для восстановления соотношений и поражений.
Месмеризм животно-страстный производится влиянием зрения и устремлением мысли: в нем поражения можно производить только мыслию, и мы говорили о нем в наших сочинениях. Месмеризм музыкальный имеет одно начало с месмеризмом животным. Месмеризм земляной, который мало известен, но существует в природе, это месмерическая сила, находящаяся во многих растениях и в мертвых телах животных. Его никак нельзя признать за минеральный, и действует он на одно обоняние, исключая мертвые тела, которые превосходно действуют на хронические опухоли, зобы и иногда уничтожают зубные боли.
Из животных бараны имеют свойство месмерования, причем надо заметить, что опи вовсе не принимают в себя наши силы, а напротив того — вытягивают от нас нездоровые соки. В падучих болезнях хорошо спать с ними; были примеры, что год целый в падучей болезни спали с овцой: припадки сначала уменьшались, а к концу года вовсе уничтожались, а овца та издыхала.
Следует обратить внимание на следующий совет: не окружать себя и детей своих престарелыми женщинами, а в особенности — не спать и не класть детей в одной комнате с ними; они много уносят здоровья. Попробуйте класть в одной комнате с четырьмя старухами не более месяца полную здоровую молодую девицу: вы увидите на опыте, что те заметно будут здоровые, а она так переменится, что вы ее не узнаете, если во все это время вы ее не видали; причем надо заметить, что мужчина от женщины менее принимает влаги, чем она от него, если он не очень ее старее, или одних лет, или моложе. Заматеревшая девица чрезвычайно истощает всякую молодую девушку, а в особенности молодую женщину, замужнюю или вдову. Это в особенности заметно при месмеровании: после сеанса, данного такой девице, чувствуешь себя вытянутым более, чем после мужчины здорового и сильного. Это тайна природы!
Природные ясновидцы и сомнамбулы — не лунатики, а лунатики — не природные ясновидцы и сомнамбулы. Природные ясновидцы и сомнамбулы суть те, которые сами собой впадают в такое состояние, без всякого содействия и влияния планет, и не именно ночью большею частию они (ясновидцы и сомнамбулы природные) от природы с детства получают склонность к оному состоянию; редко возмужалые сами собой подвергаются этому. Природные ясновидцы и сомнамбулы имеют всегда свои кризисы, которых лунатики не имеют. От названия по имени лунатика он пугается, вздрагивает, иногда падает и подвергается страданиям; на ясновидца или сомнамбулу природного оно не имеет никакого влияния, кроме того, что этот часто на него откликается.
Я еще не согласен, чтоб лунатизм был живог-ный месмеризм; первая, самая важная, замечательнейшая разница в свойствах оных та, что человек в месмерическом состоянии с самого начала терять злость и час от часу приходя в высшее состояние иного, покидает свои пороки. (В Обуховской городской больнице в 1848— 1849 гг. сифилитические в ясновидении не могли сносить приближения подобных неспящих, называя их зверями.) Он во время пребывания в сем состоянии не сроден иметь чувства порочные и мстительные; его даже подвергает и то страданиям, если магнетизер его имеет в голове своей дурные или злые намерения. Но в лунатизме замечена неоднократно мстительность, стало быть и злость. Сколько раз лунатики, вспоминая ссоры с друзьями своими, входили ночью к ним в комнаты с ножом в руках, с намерением умертвить их; неудачи в этом еще доказывают и то, что лунатики не имеют ясновидения, а ходят по памяти; ясновидец узнал бы, где кто сидит, где кто лежит, и от него бы не отстранился, если бы он имел, подобно лунатикам, поганые чувства.
В месмерическом состоянии существуют чистота и доброта, а в лунатизме — злость; по этому ясно видно, что лунатизм есть отрицательное состояние, относительно к состоянию животного месмеризма, которое есть положительное состояние, ибо злость есть отрицательная сила добра; а еслп лунатизм есть отрицательное состояние относительно к состоянию животного месмеризма, то лунатизм с животным месмеризмом не может быть одним состоянием.
Хотя не всегда в лунатизме замечена злость, но явление в оной в нем доказывает ясно, что лунатик имеет свойство, способное к производству зла, которое для состояния животного месмеризма — сущий непреодолимый враг.
Доказательством однородства не может быть признано то, что лунатики и природные сомнамбулы и ясновидцы имеют всегда почти глаза открытые, тогда как из тысяч, приводимых магнетизерами, едва одна сотая часть имеет их открытыми.
Для месмерования нужно знать гармонию цветов, запахи дерева и также цвета:
Цвета, гармонирующие животной магнитной силе или месмеризму:
1) Голубой чистый.
2) Светло-синий.
3) Желто-лимонный.
4) Рота-(красно)-желтый.
5) Пунцовый.
Цвета, не гармонирующие, но и не отражающие месмеризма:
1) Зеленый, светлый или травяной.
2) Темно-синий.
3) Белый.
4) Малиновый.
Цвета, противящиеся месмеризму:
1) Серый.
2) Темно-зеленый.
3) Охренпо-желтый.
4) Черный.
Из всех чисто-голубой наиболее гармонирующий, а черный — совершенно отражающий.
Запах цветов, гармонирующих животно-магнитной силе или месмеризму:
1) Резеды.
2)Левкоя.
3) Нарцисса.
4) Ландыша.
5) Розы.
6) Запах цветов яблоней и подобных фруктовых деревьев.
7) Ноготков.
Неотражающие, но и не гармонирующие:
1) Базилика.
2) Шапки.
3) Некоторые другие.
Совершенно отражающие:
1) Английской крапивы.
2) Всякой герани.
3) Бархатцев.
Из всех запах ландышей и резеды наиболее гармонирующий, а герани и английской крапивы — наиболее отражающий.
Дерево, гармонирующее животной магнитной силе или месмеризму:
1) Березовое.
2) Яблоневое.
3) Грушевое.
4) Липовое.
5) Вишневое.
6) Ясеневое.
7) Апельсиновое.
8) Рябиновое.
9) Шелоковое дерево и еще некоторые другие.
Мало гармонирующие:
1) Кедр.
2) Ель.
3) Сосна.
4) Клен.
5) Красное дерево и некоторые другие.
Непринимающие месмеризма вовсе:
1) Бук.
2) Дуб.
3) Черное дерево.
Отравляющие животно-магнитную силу или месмеризм:
1) Анчар.
2) Осина.
3) Тополь.
4) Акация и некоторые другие.
Отражающие:
бук,
черемуха, ива, ольха

Свет, гармонирующий животно-магнитную силу пли месмеризм:
1) Лунный.
2) Планетный и звездный.
3) Сумрачный.
Вытягивающий или уменьшающий:
1) Солнечный.
Отражающий:
1) Искусственный.
В лечебницах “Гармонических обществ” употреблялось следующее курево для содействия месмерованию и для способствования скорейшему погружению в сон: белый ладан, истолченный в самый мелкий порошок, смешанный с самою мелкою крупчатою мукою; все это должно замесить на желтке яйца, розового меду и прованского масла (или другого чистого, без запаха), сделать лепешки и бросать для курева на угли.
Для возведения из магнитного сна в высшее состояние. Преврати в пыль: корицу, гвоздику, мускатный орех, мастику, стиракс, росный ладан; из всех сделай курительные порошки, для помянутого употребления. Но мы заметим, что запах ароматных растений, который больной может снести, если в нем соблюдена гармония, лучше всего способствует оному.

Порядок гармонии запаха

цвет померанцевый,
розмариновый, резеды, базилика, жасмина,розы






Курево из мелко истолченного сабура, смешанного с растительным спермацетом, по уверению Кирхера, есть истинное курево для тех, на кого месмеризм худо действовал. Бликер за час до месмерирования давал пить чай из ромашки и бузинового цвета с некоторой примесью корицы. Он же советует магнетизерам за час до месмеро-вания натирать руки для скорейшего и успешного действия спиртом оленьего рога, смешанного о экстрактом валерианы.
Для магнетизнрования лиц слабого сложения — намочить (вышеуказанным) спиртным настоем ромашки, руты, чернобыльника и полить руки и держать за правую руку пациента или натереть подошвы ног — для облегчения головной боли. Если настоем мускуса, степной руты и сморчков намочить руки и магнетизировать козла, то получится весьма удивительное явление; то же произойдет с кошкой, если магнетизировать ее настоем кошачьей травы. Птиц магнетизируют винным спиртом, вследствие чего они падают пьяные; то же можно проделать над петухом, также над травами, цветами, костями животных, люлко наструганньши. Если разварить селитру в дождевой воде или росе, намочить ею руки и магнетизировать какое-либо растение, то можно его долго не поливать. Если магнетизировать почки деревьев руками, натертыми настойкой из растений, обладающих расширительной силой, то они тотчас распустятся.


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Hosted by uCoz