А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Элементы - пассивные силы природы, стихии, начала, являвшиеся не только элементарными понятиями физики и химии, но и символами, упорядочивающими принципами традиционных картин мира. Существуют сложные системы символических понятий, ориентированности и многих взаимопроникающие, взаимоперекрещивающиеся системы миропонимания, связанные с четырьмя или пятью природными субстанциями и явлениями, которые, по воззрениям древних, служили составными частями при создании Вселенной.
Более подробно о символике
элементов.

Эликсир бессмертия. Предполагали, что алхимики составляли из философского камня универсальное лекарство, или жизненный эликсир, согласно мнению одних — для продления жизни свыше положенного, а по заключению других писателей — оно давало бессмертие для тех, кто соблюдает правила его употребления. Смотри по этому поводу “Занони”, превосходный магический роман Бульвер-Литтона. То же самое можно сказать и относительно замечательной статьи, помещенной в журнале “Lotus” под заглавием “Elixir de Vie” и подписанной псевдонимом Чела.
Эликсир жизни и вечной молодости представляет собой спиртовый раствор философского камня. В семнадцатом веке был популярен простой в приготовлении алкогольный эликсир под названием "Вода доктора Стивенса". Считалось, что он лечит от всех болезней и продлевает жизнь. На один галлон хорошего гасконского вина следовало взять по одной драхме имбиря, сыти длинной, корицы, мускатных орехов, гвоздики, семян фенхеля, тминного семени и душицы, а также по одной пригоршне шалфея, дикого майорана, болотной мяты, перечной мяты, красных роз, тимьяна обыкновенного, постенницы, розмарина, тимьяна ползучего, ромашки и лаванды. Тщательно размятые травы и смолотые в порошок пряности добавляли в вино и настаивали двенадцать часов, часто помешивая. Затем настой трижды дистиллировали, сливая в отдельные сосуды первый, второй и третий продукты перегонки. Считалось, что это снадобье "успокаивает дух и жизненные органы и лечит все внутренние болезни, происходящие от холода; всякий, кто умеренно принимает эту воду, будет и в старости выглядеть молодым *". Еще одним очевидным кандидатом на звание Эликсира Жизни, разумеется, было золото, так как сам Философский Камень являлся идеальным золотом. Считали, что "Archidoxa Medicinae" (Эликсир Жизни) Парацельса изготовлялся именно из золота, а сам Парацельс высоко ценил "питьевое золото", считая его снадобьем для очищения крови и для предотвращения выкидышей, а также противоядием. Кроме того, это средство, будучи влито в рот новорожденному младенцу, отгоняло от ребенка бесов. Но самым главным его назначением была борьба с сердечными заболеваниями, ибо у золота и у сердца одна и та же планета-управитель - Солнце.
Рецепт XVI или XVII столетия утверждает: для того чтобы приготовить "питьевое золото", необходимо вначале смешать три пинты красного винного уксуса с расплавленным и прокаленным на железной сковороде и измельченным в порошок слитком олова. Смесь несколько раз продистиллировать. Затем нагреть в тигле одну унцию золота с белой солью. Растереть в порошок смесь золота с солью, снова нагреть ее и промыть водой так, чтобы не осталось вкуса соли. Полученный продукт добавить к смеси уксуса с оловом (из расчета одна унция золота на одну пинту уксусно-оловянной смеси) и выпаривать до тех пор, пока эта смесь не приобретет консистенцию меда. Наконец разжижить смесь в винных парах - и получится "питьевое золото". Примечательно, что в этом рецепте упоминается алкоголь, а также фигурируют мед и соль, которые предотвращают гниение. Фрэнсис Бэкон, которого оккультисты считают великим адептом, утверждал, что запах земли обладает тонизирующим действием: "Доказано, что хождение за плугом освежает дух и пробуждает аппетит". Лучшее время для такого лечения - весна, когда земля еще не "истратила свое сладостное дыхание на овощи, поспевающие летом"; с той же целью можно просто вскапывать землю лопатой. А "благородным дамам было бы весьма полезно, преклонив колени на подушечку, выпалывать сорняки". Поскольку земля - источник урожая и роста, то вдыхание ее испарений, как намекает Бэкон, способно продлевать жизнь: "Я знал одного великого человека, который прожил весьма долго; каждое утро, восседая на постели, велел он приносить себе чистый ком земли и на изрядное время прикладывал его к голове"
Другой выдающийся английский философ, Беркли, полагал, что ему посчастливилось найти вещество, которое может оказаться "панацеей" - субстанцией, содержащей в себе концентрированную жизненную силу и исцеляющую от всех болезней. Таким чудесным снадобьем он считал дегтярную воду - смесь темной смолы хвойных деревьев (елей и сосен) с холодной водой в пропорции 1:4. Это средство Беркли обнаружил в период своей миссионерской деятельности среди индейцев. В трактате "Сейрис", опубликованном в 1744 году, он утверждает, что опиум, ртуть и мыло "с достаточным правом претендуют на звание Панацеи", однако добавляет, что сам он с успехом испытал действие дегтярной воды на страдающих самыми разнообразными недугами (в том числе оспой, астмой, кашлем, плевритом, несварением желудка, геморроем и цингой) и пришел к выводу, что возможности этого снадобья безграничны. Кроме того, дегтярная вода помогает сохранить здоровыми зубы и десны, освежает дыхание и укрепляет голос. Беркли предположил, что смола содержит в себе "растительную душу" или "сияющий дух, который суть форма или жизнь растения". Дух этот, "возвышенный и обогащенный" животворными лучами солнца, "стал благороднейшим из лекарств: это окончательный продукт жизнедеятельности дерева, в совершенстве вызревший под действием времени и солнечного тепла и света". Через два месяца после публикации трактата "Сейрис" в Лондоне открылась аптека, торгующая дегтярной водой, и на некоторое время это лекарство стало чрезвычайно модным. Многие оккультисты, размышляя о сущности жизни, о том, из чего она состоит или в какой субстанции содержится, надеялись, что смогут использовать эту "жизненную эссенцию" как эликсир для продления молодости и исцеления болезней. Согласно Парацельсу, сущность жизни содержится в некоей невидимой субстанции, называемой "мумия". Кровь, волосы, пот, моча и экскременты в течение некоторого времени сохраняют жизненную силу тела, от которого они отделились, а потому из них можно изготовить "микрокосмический магнит", содержащий в себе "мумию" и притягивающий ее точно так же, как намагниченное железо притягивает железные предметы. Если приложить этот "микрокосмический магнит" к больной части тела пациента, то он вытянет из нее больную "мумию". Затем "магнит" следует смешать с землей и посадить в эту землю какое-нибудь растение. Больная "мумия" перейдет в растение, а пациент поправится. Парацельс применял магниты также для лечения недугов, вызванных дисбалансом или неправильным распределением первоэлементов в теле больного (а Платон и Гален задолго до него утверждали, что причиной всех заболеваний является именно дисбаланс элементов, из которых состоит организм). Например, чтобы излечить женщину от истерии, Парацельс прикладывал один полюс магнита к животу пациентки над маткой, а противоположный полюс другого магнита - под маткой, в результате чего восстанавливалось нормальное течение "нервного флюида", управляющего деятельностью матки. А для лечения эпилепсии отрицательный полюс магнита следовало поместить на голову пациента, а положительный полюс другого магнита - на область желудка. Таким образом пресекалось направленное к мозгу течение "нервного флюида", служившее причиной эпилептических припадков.
Спустя два столетия эти идеи получили развитие в учении Франца Месмера и его последователей. В 1766 г. Месмер опубликовал тезисы этого учения, заявив, что движение планет влияет на человеческий организм посредством невидимого флюида, пронизывающего всю вселенную. Первоначально он отождествлял этот флюид с электричеством, но позднее назвал его "животным магнетизмом", поскольку тот действовал главным образом на живых существ и обладал магнитными свойствами. Месмер уподоблял человеческий организм двухполюсному магниту, считая, что левая сторона тела содержит полюсы, противоположные полюсам правой стороны. Заболевания возникают по причине дисбаланса животного магнетизма, и чтобы излечить больного, необходимо восстановить в его организме равновесие между противоположными полюсами. Для этого можно либо поглаживать тело больного магнитами, либо просто воздействовать на него силой воли, поскольку течение животного магнетизма подчиняется тренированной воле. В 1778 г. Месмер приехал в Париж, открыл там клинику и завоевал большую популярность. Он усаживал своих пациентов вокруг большой дубовой лохани, наполненной водой, железными стружками и толченым стеклом. Из лохани торчали железные стержни. Пациенты прикладывали эти стержни к больным частям тела, а Месмер, облаченный в бледно-сиреневое одеяние, величаво расхаживал вокруг, время от времени совершая пассы над пациентами или прикасаясь к ним длинным железным посохом. Результаты были самыми разнообразными. Одни пациенты вовсе ничего не чувствовали; другим было щекотно, словно у них по коже ползали насекомые; у третьих начинался истерический смех, конвульсии или неудержимая икота. А некоторые впадали в исступление и начинали бредить; это состояние Месмер именовал "кризисом" и считал чрезвычайно благотворным. Открытая Месмером возможность контролировать "магнетический флюид" посредством силы воли легла в основу месмеризма и гипнотизма. Его теория также оказала влияние на многих оккультистов, и в особенности на Элифаса Леви. Леви отождествлял месмеровский флюид животного магнетизма с астральным светом, который содержится во всех вещах и явлениях вселенной. Это одновременно вещество и сила, флюид и своего рода свет; возник же он в тот самый миг, когда Господь повелел: "Да будет свет". У астрального света два полюса, как и у магнита. Он заключает в себе добро и зло, переносит свет и распространяет тьму. Из него состоит астральное тело, и он подчиняется человеческой воле. Астральный свет, - пишет Леви в "Ключе к мистериям", - это и есть "текучее и живое золото" алхимии, и чтобы управлять им, нужно подчинить своей воле все вещи. "Властвовать над магнетическими силами означает разрушать и творить формы; порождать все зримое и уничтожать любые тела. Это означает обладать всемогущей силой Природы". Вера в существование Эликсира Жизни - еще одно отражение магической теории о потенциальной божественности человека. Бог вечен и не подвержен тлению, а следовательно, и для человека существует бессмертие - только бы он сумел до него дотянуться.

Эпилепсия. Скажите на левое ухо находящемуся в припадке: “Orenus praeceptis salutaribus moniti”. Прибавьте воскресную молитву. Прежде чем вы окончите ее, больной придет в себя, если вы при этом нажмете ему под ложечкой.
Более подробно о методах лечения
эпилепсии...


А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я


Hosted by uCoz